ГРОДНА
Нядзеля,
13 кастрычніка 2024 года |
В церковь, будто на расстрел
“Никогда не будьте грустными! Христианин никогда не может быть грустным! Не поддавайтесь унылости! Наша радость исходит не из владения многими вещами, но из встречи с Личностью – Иисусом, который находится среди нас; она исходит из того, что мы знаем: если мы с Ним, мы никогда не одиноки... В этом заключается наша радость, надежда, которую вы должны вносить в наш мир”.
Папа Франциск
Папа Франциск
Есть в церкви порядки, которые мне очень не нравятся. В частности, непомерная и даже пугающая серьезность части верующих людей вызывает во мне протест. Быть серьезным, «без шуточек» и непрестанно плачущим о своих грехах считается для них важной составляющей церковного благочестия, без которой, вроде как, все пропало.
Некоторые и аргументы «железные» выдвигают: «Христос никогда не смеялся. Евангелие об этом ничего не говорит, а значит и нам нужно воздерживаться от зубоскальства». Да, с этим не поспоришь. Действительно, в Евангелии нет мест, описывающих смеющегося Христа. Но вот я читаю о посещении Иисусом свадьбы в Кане Галилейской и не могу представить, чтобы это посещение было без веселья, песен и даже, может быть, без танцев. Как такое может быть? Разве может Человек, превративший воду в вино (после того, как все изрядно уже выпили), не одобрять веселого состояния людей? Вино ведь для того и нужно на свадьбе, чтобы веселее было. †
Некоторые и аргументы «железные» выдвигают: «Христос никогда не смеялся. Евангелие об этом ничего не говорит, а значит и нам нужно воздерживаться от зубоскальства». Да, с этим не поспоришь. Действительно, в Евангелии нет мест, описывающих смеющегося Христа. Но вот я читаю о посещении Иисусом свадьбы в Кане Галилейской и не могу представить, чтобы это посещение было без веселья, песен и даже, может быть, без танцев. Как такое может быть? Разве может Человек, превративший воду в вино (после того, как все изрядно уже выпили), не одобрять веселого состояния людей? Вино ведь для того и нужно на свадьбе, чтобы веселее было. †
Разумеется, я не выступаю и апологетом безумного веселья. Знаю, что и «злой» смех бывает, и, очевидно, про него Христос говорил: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Но это не то значит, что смеяться и веселиться вообще нельзя. И печаль о грехах может стать демонской, ввергая человека в отчаяние. Всегда и во всем нужно быть благоразумным, но нам ничего не запрещено, что заложено в нашу природу Богом, будь то плачь или смех.
Кажется, вся эта мрачность церковной жизни берет свое начало из монашеских традиций. Ведь порядок служб, молитв и правил списан с древних иноческих уставов. А в монастырях протекает особый образ жизни. Люди шли в монастыри, чтобы особо каяться в своих грехах, сосредоточиться на т.н. «умном делании», отрешиться от всего мирского, и понятно, что там было не всем до смеха. Но какое это отношение имеет к обычной жизни простых мирян? То, что где-то необходимо монаху, совсем не должно быть необходимо мирянину. А потому важно об этом помнить и не превращать свою жизнь в быт отшельника.
Даже такая деталь: обратите внимание на то, как, идя в церковь, одевались простые люди до революции. Наряжались в самое красивое, вышитое, светлое, красочное и начищенное, ведь молитва в церкви была для них радостным и праздничным событием. Гардероб части современных прихожан: черный платок, повязанный на шее, черное платье до пят и печальный взгляд вдоль плинтуса. Не иначе как на расстрел собрались.
Я всегда и всем говорю: если ты начал регулярно посещать церковь, то твоя жизнь должна стать в разы светлее и радостнее той, что была до твоего обращения. Если же из-за церкви твоя жизнь мрачнеет, ты теряешь друзей, портятся отношения с домашними и пропадает интерес к окружающему, значит что-то пошло не так, а это не есть хорошо.
Я слышал рассказ о девушке, ушедшей из семьи (а заодно и из Церкви) по причине тотального запрета верующими родителями всего «мирского» – телевизора, компьютера и прочего. Я и сам бывал в подобных семьях. Там не то что от телевизора, даже от паспортов отказались. Сидят, образно говоря, на чемоданах и ждут конца света. «Вот-вот должен явиться антихрист». Ну вот что можно сказать людям, для которых наступление конца света связано с приходом антихриста? Для христианина нормально ожидать второго пришествия Христа и даже вдохновляться этим, но никак не думать об антихристе и отравлять свою настоящую жизнь страхом. Впрочем, ладно, это я уже отвлекся.
Вот, мы часто осуждаем европейцев и американцев за то, что они постоянно «искусственно» улыбаются друг другу. Дескать, улыбка у них натянутая, лицемерная и вообще, обман все это. Может, и обман, друзья, а может... подвиг? Для того, чтобы, будучи подавленным плохим настроением, заставить себя улыбнуться незнакомому и даже, может быть, неприятному человеку, нужны особые духовные силы. Как бы там ни было, то, что мы, в отличие от них, не лицемерим, а искренне и по-честному друг другу хамим, не на много лучше, как мне кажется. А потому, друзья, давайте бережно относиться друг к другу.
И еще. Однажды Христос сказал своим последователям: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18, 3). Если нам заповедано быть как дети, то без смеха и радости никак нельзя, это очевидно. Да и о чем мы вообще говорим? Достаточно посмотреть на жирафа и утконоса, чтобы понять отношение Бога к чувству юмора.
Кажется, вся эта мрачность церковной жизни берет свое начало из монашеских традиций. Ведь порядок служб, молитв и правил списан с древних иноческих уставов. А в монастырях протекает особый образ жизни. Люди шли в монастыри, чтобы особо каяться в своих грехах, сосредоточиться на т.н. «умном делании», отрешиться от всего мирского, и понятно, что там было не всем до смеха. Но какое это отношение имеет к обычной жизни простых мирян? То, что где-то необходимо монаху, совсем не должно быть необходимо мирянину. А потому важно об этом помнить и не превращать свою жизнь в быт отшельника.
Даже такая деталь: обратите внимание на то, как, идя в церковь, одевались простые люди до революции. Наряжались в самое красивое, вышитое, светлое, красочное и начищенное, ведь молитва в церкви была для них радостным и праздничным событием. Гардероб части современных прихожан: черный платок, повязанный на шее, черное платье до пят и печальный взгляд вдоль плинтуса. Не иначе как на расстрел собрались.
Я всегда и всем говорю: если ты начал регулярно посещать церковь, то твоя жизнь должна стать в разы светлее и радостнее той, что была до твоего обращения. Если же из-за церкви твоя жизнь мрачнеет, ты теряешь друзей, портятся отношения с домашними и пропадает интерес к окружающему, значит что-то пошло не так, а это не есть хорошо.
Я слышал рассказ о девушке, ушедшей из семьи (а заодно и из Церкви) по причине тотального запрета верующими родителями всего «мирского» – телевизора, компьютера и прочего. Я и сам бывал в подобных семьях. Там не то что от телевизора, даже от паспортов отказались. Сидят, образно говоря, на чемоданах и ждут конца света. «Вот-вот должен явиться антихрист». Ну вот что можно сказать людям, для которых наступление конца света связано с приходом антихриста? Для христианина нормально ожидать второго пришествия Христа и даже вдохновляться этим, но никак не думать об антихристе и отравлять свою настоящую жизнь страхом. Впрочем, ладно, это я уже отвлекся.
Вот, мы часто осуждаем европейцев и американцев за то, что они постоянно «искусственно» улыбаются друг другу. Дескать, улыбка у них натянутая, лицемерная и вообще, обман все это. Может, и обман, друзья, а может... подвиг? Для того, чтобы, будучи подавленным плохим настроением, заставить себя улыбнуться незнакомому и даже, может быть, неприятному человеку, нужны особые духовные силы. Как бы там ни было, то, что мы, в отличие от них, не лицемерим, а искренне и по-честному друг другу хамим, не на много лучше, как мне кажется. А потому, друзья, давайте бережно относиться друг к другу.
И еще. Однажды Христос сказал своим последователям: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18, 3). Если нам заповедано быть как дети, то без смеха и радости никак нельзя, это очевидно. Да и о чем мы вообще говорим? Достаточно посмотреть на жирафа и утконоса, чтобы понять отношение Бога к чувству юмора.
< Папярэдняя | Наступная > |
---|
Літургічны каляндар
Адзначаем
імяніны: | |
Да канца года засталося дзён: 80 |
Чакаем Вашай падтрымкі
Дарагія Чытачы!
Просім Вас аб дапамозе ў абвяшчэнні Добрай Навіны. Мы чакаем Вашых лістоў, артыкулаў, здымкаў і падтрымкі ў фінансаванні газеты. Як адна сям’я “Слова Жыцця” мы прагнем несці Божае слова, гаварыць аб Хрысце і Касцёле ўсё большай колькасці людзей у Беларусі і па-за яе межамі.
Просім Вас аб дапамозе ў абвяшчэнні Добрай Навіны. Мы чакаем Вашых лістоў, артыкулаў, здымкаў і падтрымкі ў фінансаванні газеты. Як адна сям’я “Слова Жыцця” мы прагнем несці Божае слова, гаварыць аб Хрысце і Касцёле ўсё большай колькасці людзей у Беларусі і па-за яе межамі.