Священник: Бог, ангел, человек?

Роздум - На шляху да святасці

Однажды со студентами несколько часов мы дискутировали над проблемой современного образа католического священника. Каким должен быть священник XXI века?

    Отвечая на этот непростой вопрос сразу же группа поделилась на консерваторов и модернистов.
    “Современный священник не должен ничем отличаться от своего собрата вековой давности”, - стали утверждать консерваторы. Для консервативно настроенных людей всё хорошее БЫЛО в прошлом, поэтому каждое новшество БУДЕТ злом, изменой прекрасной были. Зачем создавать что-то новое, если старое - столь прекрасно? Зачем вообще искать новый образ священника, если он должен быть всегда одинаков, во все века? Ответы на эти вопросы для консерватора очевидны, а сама постановка проблемы выглядит абсурдом, преднамеренным отбрасыванием прошлого, которое является “magistrae vitae” (учителем жизни). На вопрос: “Каким является тот неизменный и правильный образ священника?” - мои консерваторы взялись описывать идеализированный образ священника времён начала ХХ века. Он, в отличие от современных священников, всегда носил сутану, ВСЕГДА, без каких-либо исключений, у него просто не могло быть другого гардероба. Правильный священник должен быть беден. У него отсутствуют негативные черты характера, он прямолинеен, неумолим ко лжи, открыто всегда и всем говорит правду, непоколебимо справедлив.
Модернисты тут же возмущаются: “Чем ваш священник отличается от ангела? Вы создали себе иллюзию ангела во плоти, а он же - человек!” Они начинают приводить примеры, когда для современного священника сутана становится серьёзной преградой в служении в условиях неоязычества и агрессии антиклерикалов. Бедность? Где её границы? Иметь автомобиль – это роскошь или необходимость современного мира, где священнику приходится часто и много ездить, чтобы духовно окормить доверенные ему души. Или ждать, пока его кто-то привезёт и отвезёт? Моральная беспрекословность? Что это значит? Где граница между справедливостью и милосердием? На самом ли деле всегда нужно говорить правду или же иногда полезнее не спешить, ведь сегодняшняя уверенность в правоте завтра может оказаться заблуждением? Может лучше войти в ситуацию человека и не спешить осуждать его за проявленную слабость или заблуждение? Консервативный образ священника – это бесчувственный тиран, судья, ставящий благо Церкви (?) выше ценности личности, ограждающий себя от мира, в который он послан.
    На все аргументы модернистов консерваторы спешат показать отсутствие у последних фундамента, отсутствие желания отделить ложь от истины, свет от тьмы. Во взглядах модернистов чувствовался дух современного релятивизма: всё относительно, всё индивидуально, поэтому не может быть одинаковых правил для всех.
    Наблюдая за ходом дискуссии, я заметил, что нет среди молодёжи людей с крайне модернистской позицией. Либеральные взгляды уходят. Священник-“кореш” - это уже не священник, не отец, не духовник, как было модно во второй половине ХХ века. Зато довольно сильная партия идеалистов, для которых священник должен быть фактически ангелом. С одной стороны, мне хотелось объяснить такой расклад юношеским максимализмом, мол, молодёжь всегда идеализирует. Но, исходя из практики, я знаю, что среди людей постарше ёсть масса желающих видеть в священнике ангела. А может, Бога?
    Как-то само собой после этой беседы течение моих мыслей пошло в русло размышления над т.н. сакрализацией духовенства, т.е. приписыванием духовенству прерогатив Бога. Кто он, священник: представитель Бога на земле или представитель земли перед Богом? Взгляд на священника-бога был характерен для многих языческих культур. У современных христиан такой взгляд часто приобретает форму веры в безошибочность и непорочность священника. Людям с таким взглядом трудно согласиться, что он - ЧЕЛОВЕК. Для них он - сверхчеловек, почти уже не человек, а воплощение божества. К этой категории людей приближаются те, кто ищет в священнике эмоциональное удовлетворение. Его открытость и нежность всегда могут заменить отца, мать, брата, мужа, друга. С ним такие люди готовы сидеть часами, лишь бы не думать о реальном мире, где нужно бороться, творить, делать, учиться. Как же велико желание создать свой маленький эмоциональный рай, где я - послушный Адам, а мой любимый священник – мой собственный (!) Господь Бог!
    Намного труднее христианам согласиться с образом священника как человека, обращённого к Богу. Несмотря на то, что он ближе к Богу в силу действия благодати (совершение таинств) и в богопознании, но он - не божество, не ангел, он – ЧЕЛОВЕК. И как каждый человек, он нуждается в человеческом (в позитивном значении этого слова), и как каждый человек - может ошибаться, иметь пороки. Не так просто согласиться с тем, что с таким священником не создашь рая, что приходится вместе с ним брести всю жизнь куда-то туда, где БОГ обещал Рай тебе и ему. Ему, как и тебе, присущи сомнения и ошибки, как и тебе - приходится исповедоваться. Сложнее в таком человеке искать опору, духовника. Но где-то глубинными фибрами души ты чувствуешь, что здесь - реальность, несмотря на то, что она не столь красива, как нам хотелось бы её рисовать. Получается, что вся наша жизнь часто напоминает упорство капризного ребёнка, который вместо того, чтобы идти домой, пробует строить свой домик, даже если знает, что это глупый и недолговременный каприз. Бог не воплощается в священнике, а только действует через него. Рай никогда не будет построен на земле даже наисвятейшим священником, потому что Рай - вне этой земной жизни. Мне, священнику, остаётся только молиться обо всех нас, христианах, чтобы Богом для нас был Господь БОГ, чтобы священник был духовным ЧЕЛОВЕКОМ, знающим Путь, и чтобы рядовой мирянин никогда не искал Рая на земле. Рая здесь нет, он – на Небесах (по ту сторону жизни). А здесь, на земле, для нас открыт только Путь к нему.