Зависимость от… Бога?

Роздум - На шляху да святасці

В современном мире множество людей страдает от всякого рода зависимостей: от алкоголя, наркотиков, телевизора, компьютера, еды, других людей. А возможна ли зависимость от... Бога?
Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы понимаем зависимость.

    Некоторые исследователи считают, что зависимость связана с врожденной склонностью отдельных людей, т.е. она не появляется у человека в процессе жизнедеятельности, а что он рождается с биологическими предпосылками к зависимости. Согласиться с таким мнением – значит списать всю вину на человеческую природу. А её, как известно, не изменишь. Вывод сторонников такой позиции: человек не несет моральной ответственности за врожденные изъяны натуры, значит он не обязан (нет смысла) пробовать менять то, что он не может изменить. В итоге – человек должен поддаться зависимости, потому что перед ней (как частью натуры) он бессилен. Tакой путь умозаключений приводит к абсурду и способствует моральной деградации человека. Хотя следует заметить, что действительно существуют биологические (физиологических) ПОСЛЕДСТВИЯ у потомства от зависимых родителей, отравляющих свой организм какими-то химическими средствами. Но последствия зависимости – это не причина, а только последствие!
Если зависимость понимать как приобретенную психическую склонность, развитую в процесе неправильного воспитания или как способ бегства от проблем, то с ней можно и нужно бороться. Ведь человек властен над приобретенным. И хоть моральную ответственность за данную зависимость личность может пробовать перебросить на окружающую действительность (плохое прошлое, среда, родители, воспитатели, здоровье и т.д.), однако она несет полную ответственность за свои действия по отношению к осознанной зависимости. Существуют, конечно, аргументы, смягчающие ответственность, но они её не отменяют.

    Глубинная причина зависимостей кроется чаще всего в несогласии личности с реальным миром. Человек склонен раскладывать всё, с чем встречается в жизни, по “полочкам” (давать названия, определять понятия, объяснять смысл и значение и т.д.). У человека есть понимание того, что реальный мир может быть лучше. Чем хуже действительность, тем больше искушение бежать от нее или в другую (лучшую) среду, или (если нет возможности бежать), то хоть отдаться грезам о прекрасном возможном (идеальная виртуальная реальность). Второй тип бегства от трудной действительности чаще всего выражается во внешней пассивности и внутренней (психической) активности, т.е. буйных фантазиях. Современная цивилизация создала такого рода “беглецам” возможность не напрягать своё воображение, а просто потреблять уже готовые на любой случай виртуальные реальности, достаточно только включить телевизор или компьютер. Так рождаются “современные” зависимости, несколько отличные от “классических”, когда усталая от неразрешимых проблем и провалов реального мира психика просто “расслаблялась” посредством алкоголя, наркотиков или других средств.

    Одним из самых изощренных способов бегства от реального мира может стать и зависимость от... “Бога”, т.е. использование искусственного (придуманного) образа Всевышнего как средство (оправдание) ухода в мир грез. В практике это проявляется в том, что человек, оправдываясь высокими идеалами, может убегать от трудностей в семье, на работе, бежать от неудач в личной жизни, замкнуться на окружение. И всё это он будет делать как будто во имя Бога, которому желает “отдаться”, “служить” и т.д.
    Как отличить настоящее служение Живому Богу от (невротической) зависимости от вымышленного “бога”? Больная личность прежде всего будет замкнута на какую-либо критику внешнюю (от других) и внутреннюю (собственную). Зависимый от “бога” человек будет придумывать всякого рода табу, закрытые темы, эмоционально и непропорционально реагировать на всякого рода замечания, которые ставили бы под угрозу (сомнение) его мир. Внешне такой человек будет себя вести как типичный невротик, будет бежать, бурно реагировать и ненавидеть реальность. Начало каждой зависимости – это разочарование в действительности, дефицит любви.
    Хотелось бы обратить внимание на то, что настоящий христианин – это человек, живущий реальным миром, оптимистично окунающийся в гущу действительности. Умение самокритично смотреть на свои знания, веру, взгляды, желание понять другого человека, доверие учению Церкви, открытость на компетентного духовника – гарантия нормальной веры и шанс построить настоящие отношения с настоящим Богом. Человек слишком слаб, поэтому без открытости на настоящего Бога и Его помощи (благодати) легко в трудной ситуации он поддаётся искушению бежать от действительности, не задумываясь о последствиях. Обострённая в момент трудности тоска по прекрасному, по Раю, отделяет человека (только на шаг) от бегства в мир грез, где он уже - не неудачник, а - святой. Человек, не знающий Живого Бога побежит за любым миражом и будет готов платить самую великую цену за то, чтобы хоть на мгновение очутиться в Раю. И если нет нормального контакта с настоящим Богом, предлагающим настоящий Рай, то человек будет пробовать найти соответствующих его потребностям “заменителей”: алкоголь, наркотик, работу, виртуальный мир и... “бога”.
    Чтобы не обманывать себя, стоит помнить об опасности зависимости от “бога”, не бояться бесед с духовником и обязательно познавать Живого Бога, чтобы не променять Его ни на какие “заменители”.