Ответ на письмо читательницы
В нашем мире существуют 4 категории бытия существ. Они связаны между собой, имеют общие элементы, но у них есть своеобразные составные части.
1. Мир вещей, неодушевленных минералов, который присутствует в основании трёх остальных категорий.
2. Мир растений, мир одушевлённой материи (флора), имеющий жизненную энергию, организующую себя, энергию роста и размножения.
3. Бытии особей с вегетативной жизнью, а также с жизнью, где есть способность к ощущениям (сенситивной), к чувствительности, к чувственному познанию и к свободе от укоренения в земле. Это – мир животных.
4. Существа, которые имеют в себе все ступени бытия предыдущих видов, но и свыше того, у них есть то, что полностью отличает их от всех телесных и биологических элементов. Это – полностью нематериальный то есть духовный элемент. Этим созданием является человек.
Человек – это существо, которое ведет вегетативную и чувственную жизнь, осуществляет различные действия. Кроме того, он не столько имеет, сколько является личностью то есть является субъектом, духовным центром, способным вести духовную жизнь. Ежедневно эта человеческая исключительность выражается местоимением “я”. Это “я” – не что иное, как нематериальная душа человека, а потому не смертельное, разумное, неустранимое, свободное в эмоциональном плане “я” является субъектом, который формирует и руководит целым человеческим организмом. Со всеми своими свойствами организм является инструментом личности. “Я” может отдать часть своего тела, например, для трансплантации, может отказаться от своего мнения из-за чувства, однако, не может уничтожить или отказаться от своего “я” т.е. личности, души. Самоубийство настигает только вегетативную и сенситивную жизнь (жизнь со способностью к ощущениям). Никакой физический удар не доходит до “я”, до души, к личности.
Почему так происходит?
Ответ мы не получим со стороны натуральных антропологий, потому что генезис духовного бытия не может быть предметом этих наук. Ответ мы находим в Божьем Откровении. Оно учит, что Бог является Автором всех категорий существ, но в отношении к человеку Творец исполняет две творящие функции. Он создает с помощью родителей телесное бытие человека (тело), для которого Он сам сотворяет душу (нематериальное бытие) и соединяет их в единое человеческое целое. Благодаря душе человек становится индивидуальностью, разумным существом, которое осознает мир и самого себя. Этого не имеют животные. Душа, личность является источником и формой исключительного самосознания человека и его сходством с Богом. Личность, благодаря духовным возможностям, охватывает и познаёт мир в духовном плане в форме человеческой речи, знаний, культуры, творчества и т.д.
“Я” то есть личность, душа осознаёт самое себя, другого человека, Бога и остаётся с ними в духовных связях. Телесная сторона (тело) является для духовных возможностей человека инструментом исполнения. Действия животных ограничиваются жизненно необходимыми, чувственными и инстинктивными действиями. Никакое животное не проявляет никакой духовной и разумной деятельности. Обезьяны, несмотря на то, что они древнее человека, не могут продемонстрировать даже бы самой простой своей книги.
Мир минералов, растений и животных ограничивается бытием, вегетацией и чувственным познанием, а потому речь о какой-либо душе у животных не имеет основ, даже является вредной, так как вводит в человеческое сознание антропологическую ложь.
Ответственность могут нести только разумные существа. Только они познают мир в духовном плане и дают моральную оценку тем или иным действиям человека. Они осознают ценность тех или иных действий, поэтому несут за них ответственность. Часто приписываются аналогичные действия животным, однако, это только проекция человеческих действий на неразумные существа.
Дух является всегда индивидуальным сознательным бытием то есть это есть личность, душа, личностное “я”. Не существует какой-либо бесформенный, безличный дух. В свою очередь есть духовное творчество разумных существ, которое человек познаёт и воспринимает как духовные ценности. И только разумные создания: Бог, ангел и человек творят, понимают, воспринимают эти ценности, в просторечии именуемые духом.