Гораздо важнее отметок теплая атмосфера в семье

На шляху да святасці

Нередко стремление родителей сделать из своего сына или дочери отличника приводит ребенка к мысли, что учиться стоит не ради познания чего-то нового, а ради «десяток», чтобы не огорчать папу с мамой. В связи с этим, родителям важно не забывать одну простую истину: обучение в школе может сделать ребенка более образованным, социально-приспособленным в будущем к взрослой жизни, но счастливым его сделает только теплое и доверительное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.
Что же могут сделать родители, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не терял интерес к учебной деятельности?

    • Будите ребенка с утра спокойно. Не подгоняйте его, а лучше улыбнитесь и скажите ласковое слово (даже если вы «вчера предупреждали»). Сделайте ребенку легкий завтрак. Помните, как утро начнется, так корабль и поплывет.
    • По возвращению ребенка из школы отложите вопрос: «Какие отметки ты сегодня получил?». Ребенку порой важнее поделиться своими переживаниями и эмоциями о произошедших событиях в школе. Предоставьте эту возможность, спокойно его выслушав.
    • Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно выполненное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много лет вспомнить родительские уроки.
    • Не стоит наказывать ребенка из-за плохих отметок лишением игр или прогулок на свежем воздухе. Но воспитывайте привычку к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Они должны быть сделаны всегда и, при этом, хорошо.
    Ольга Парада детский психолог, арт-терапевт• Сочувствуйте своему ребенку, даже если он сильно старался, а результат труда не высок. Объясните, что важны не только высокие достижения, а усвоенные знания, которые он может приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
    • Постарайтесь поговорить с ним о том, почему что-то не получилось. Обязательно поддержите. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть таковым не получается, ребенок начинает изворачиваться и врать.
    • Постарайтесь каждый раз находить, за что можно похвалить ребенка. Отмечать нужно не только результат, но также старания и упорство. • Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Главное, выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Конечно, когда вы устали, все легче сделать самим, чем подробно объяснять. Но ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы или папы, а самостоятельный труд ученика.
    • Позволяйте ребенку ошибаться, встречаться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Тем самым вы поможете ребенку выработать самостоятельность и ответственность за свои поступки.
    • После школы давайте ребенку возможность отдохнуть. Оптимальное время для восстановления – 2 часа. Но исходя из индивидуальных особенностей своего ребенка, родители могут самостоятельно определить наилучшее время для выполнения заданий, приема пищи, отдыха.
   
По данным последних исследований, 56% старшеклассников чувствуют себя комфортно в школе, 39% – умеренно комфортно, 5% – испытывают дискомфорт. В начальной школе комфортно себя чувствуют 72% учащихся. Дискомфорт, в основном, ощущают аутсайдеры, а также учащиеся с низким уровнем учебной мотивации и имеющие конфликтные отношения с учителями. Кроме этого каждый школьник в течение года встречается с критическими периодами: быстрее наступает утомление, снижается работоспособность. Например, у первоклассников – это первые 4-6 недель, практически у всех – конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды родителям стоит внимательнее относиться к состоянию своего ребенка.
Родители должны помнить о главном: с какими бы трудностями они не сталкивались в течение учебного года, в их силах создать дома такую обстановку, которая поможет их ребенку чувствовать себя в школе комфортно. Школьник должен понимать, что в семье его принимают и любят не за хорошие отметки, а за то, что он просто есть. Ведь если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь. И, наконец, родителям нужно радоваться, что у них есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать и взрослеть.