Характерные черты духовности созависимого человека (часть 5)

На шляху да святасці

zavisimost
<< 4 часть здесь >>


Утрата эмоциональной связи с родителями и боль одиночества
Отсюда следует, что для того, чтобы лишить наше одиночество уничтожающей силы, мы должны позволить себе находиться с людьми, которые оказывают нам дружелюбие, рядом с которыми мы чувствуем себя принимаемыми. Это не обязательно должны быть какие-то глубокие доверительные союзы. Достаточно дружелюбной встречи, но условием будет преодоление недоверия и открытость на проявления дружелюбия. Нужно осмелиться приближаться к другим, нужно также осмелиться поверить, что от меня ничего не хотят, что ко мне проявляют бескорыстный и доброжелательный интерес. В духовных отношениях дело обстоит подобным образом. Если человек в детские годы был лишён любви родителей, то в течение этих лет укреплялось дурное мнение о себе и ослабевало чувство собственной ценности. Тогда трудно поверить, слушая слова о любви Бога. Ребёнок чувствовал, что кто-то им занимается (кормит, одевает, укладывает спать), но не любит (не интересуется его чувствами). Если родители не могли смотреть на своего ребёнка с любовью, тогда в нём вырастало убеждение, что он – предмет, и изменить такое убеждение трудно. Но когда человек становится взрослым, он может иначе посмотреть на свою жизнь. Если мы будем терпеливо формировать чувство собственной ценности, учась эмоциональным отношениям с людьми, это может действительно сформировать его и в результате позволить нам строить отношения любви с Богом.
   
Потеря контакта с понятием нормы и погружение в хаос
Важной чертой духовного мира является строго определённый мир ценностей, а значит действующая система принципов поведения и норм. В нормальной семье существует определённая система принципов, которые соблюдают родители и которые должны соблюдаться также детьми по мере возможности. Эти принципы становятся основами системы ценностей детей. Здоровые, функциональные принципы должны иметь по крайней мере две важные черты: они должны быть понятны и выполнимы. Нечеловеческие принципы – это такие, по которым никто жить не сможет.
    В дисфункциональной семье либо вообще нет никакой системы принципов, либо те, которые существуют, настолько неточны и противоречат друг другу, что жизнь по ним становится мукой. Бывает и так, что родители требуют от детей соблюдения понятных и разумных принципов, но сами их не соблюдают. Детям как бы говорят: «Поступайте так, как мы говорим, а не как поступаем. Мы не обязаны соблюдать эти принципы. Мы выше принципов. Мы – бог этой семьи». Примером может быть отец, который никогда не ходит в храм, но детям твердит, что в воскресенье они всегда должны туда идти.
    В доме, в котором господствуют нечеловеческие принципы, дети всё время стараются достичь чего-то, что недостижимо, из-за чего постоянно ошибаются и постоянно бывают пристыжены. Они начинают быть нечестными по отношению к родителям, и враньё становится для них нормой. Функционирует механизм: «если удастся обмануть родителей, то я не буду наказан, а если они будут мной довольны, то ещё и получу похвалу». По отношению к Богу такие дети живут в убеждении, что Он тоже ожидает, что они будут соблюдать эти нечеловеческие принципы, и в связи с этим испытывают чувство вины по отношению к Богу и убеждены, что никак не могут заслужить, чтобы Бог их любил.
    Чтобы вырваться из такого мира нечеловеческих принципов и ошибочной системы ценностей, нужно начать искать пример, а значит учиться нормальным принципам и найти подлинный мир ценностей. С этой целью нужно искать авторитет, которому я смогу довериться и позволю вести себя. Для верующего человека неоценимую роль может сыграть хороший духовный руководитель, который будет сопутствовать созависимому человеку в поиске подлинного мира ценностей и здоровых принципов поведения.
   
Заключение
Нужно помнить, что позитивные изменения начинаются в нас самих, а не вне нас. Признаки исцеления являются плодом веры в присутствие Высшей Силы и веры в свои возможности. Бог мне не поможет, если я исповедую веру в Него, то есть не выражу своё доверие Ему. Так же и человек не поможет мне, если я не осмелюсь довериться своей ценности. Пиа Меллоди говорит: «заключи в объятья своих демонов, потому что иначе они укусят тебя сзади». Ты должен взять на себя ответственность за своё прошлое, и тогда жизнь перестанет быть мукой. Взять на себя ответственность означает сперва распознать и отделить то, что в моей жизни является моей ответственностью, а что нет; затем оторваться от той части, которая мне не принадлежит, а потом позаботиться о том, что мне принадлежит и является моей частью ответственности. Это означает также, что если ты станешь хозяином своей жизни, то сможешь дать жизнь кому-то другому, будешь способен делиться самим собой. Короче говоря, знак подлинной духовности состоит в том, чтобы обладать собой в отдаче себя.
    В заключении нужно сказать, что тем, что даёт человеку жизнь, является любовь. А тем, что к любви приводит, является вера и доверие. Ибо любовь требует вверения себя кому-то другому и открытого принятия кого-то другого. Как говорит Генри Нувен: «Любовь требует полного разоружения. Встреча в любви – это встреча без оружия. Кто знает, не является ли разоружение во время личной встречи более трудным, чем разоружение международное? Мы способны прекрасно скрывать свои ружья и ножи даже в самых близких отношениях. Старые горькие воспоминания, лёгкие подозрения относительно мотивов или маленькое сомнение могут быть такими же острыми, как нож, который мы держим за плечами как оружие на случай нападения. Можем ли мы встретиться с другом или кем-то чужим без какой-либо защиты? Открыть другому всю свою безоружность? Вот суть нашего вопроса. Способны ли мужчина и женщина исключить власть в своих отношениях и стать полностью открытыми для другого?» (Генри Нувен).