Характерные черты духовности созависимого человека (часть 2)

На шляху да святасці

<< начало в предыдущем номере >>

Утрата глубины или ослабление чувства своей особенности )
О. Антоний Рахмайда OCD приводит следующее наблюдение: «Глубина является не приложением к человеку, а его мерой, духовным измерением, свойственным его состоянию, задуманному Богом. А поскольку человек есть единство, то он не будет в полной мере собой, если не реализуется – потому что он не достигнет своей меры. Отсутствие глубины обозначает жизнь без духа, отсутствие свободы, а это неумение владеть собой, отсутствие сознательного формирования своей жизни. Это приводит к кризису человека, проявляющемуся в наше время в падении нравственности, распаде межчеловеческих отношений, общественной жизни. Вечная незрелость человека сводит жизнь до уровня чувств, эмоций, которые не позволяют выбирать, а вводят его в зависимость, делают из него вечно неудовлетворённого потребителя. В результате, человек не знает, чего хочет, ему не хочется хотеть, он не может реализовать то, чего хочет».

    Духовность – это также и чувство своей особенности, а значит, способности определить себя как кого-то отличающегося от тех, с кем я живу. Если созависимый человек постоянно занят разрешением конфликтов своих близких и поиском способа удовлетворить эмоциональные нужды членов своей семьи, тогда у него нет времени и возможности, чтобы осознать, что он является кем-то отдельным, что у него есть какие-то свои потребности, что он тоже что-то переживает и чувствует. И потому нужно различными способами проникнуть вглубь себя, чтобы определить самого себя как личность. Нужно решительно воспротивиться тому, чтобы весь мир желаний и потребностей созависимых людей составляли чувства и потребности других людей. Такой человек помогает другим не потому, что хочет, а потому, что должен; у него есть внутреннее принуждение – и это болезненный признак созависимого. Если люди перестанут хотеть от него чего-нибудь или чувствовать что-либо к нему, тогда он потеряет весь свой мир. Люди, страдающие созависимостью, живут в убеждении, что «я» и «другие» – это одно и то же и нет никакого «моего» отдельного мира чувств и потребностей. Они свято верят, что чувственные и поверхностные переживания – это весь их мир, что вообще нет никакой глубины. Это, конечно же, неправда, но пока они так думают, их внутренний ребёнок глубоко спит.

    В религиозной жизни такое отношение также является мукой. Ибо такой человек, стоя перед Богом в молитве, стоит всегда вытянувшись по стойке «смирно» и не знает, что ему можно попрыгать перед Богом и даже показать язык, если он чувствует себя обиженным. Такой человек не может ответить Богу на Его призыв словами пророка Исайи: «Вот я, пошли меня» (Ис 6, 8), потому что он испытывает трудность с определением своего «вот я» и верой в то, что он действительно кто-то.

    Если он хочет вырваться из круга созависимости, то именно убеждённость в своей особенности и личной ценности нужно укреплять и развивать. Нужно искать свою глубину, то есть духовность. А первый и, быть может, самый важный шаг к этому заключается в том, чтобы поверить, что такая глубина существует. Человек с созависимостью – это не заключённый с окончательным приговором: он может освободиться от того, что его ограничивает и забирает у него жажду жизни. Как каждый человек, он может добраться до своей глубины и встретить там себя и Бога.

продолжение в след. номере