Обращение к молодежи: «Будьте святыми»

На шляху да святасці

Господь призвал к святой жизни каждого христианина. Всех без исключения. Его призыв направлен не только к священникам, миссионерам, монашеским сестрам. Каждый христианин любой национальности, будь он беден или богат, учен или малограмотен, влиятелен или совершенно безызвестен, призван к святости.
Этот призыв к святой жизни основан на святости Бога. Именно потому, что Бог свят, Он требует, чтобы и мы были святы. Многие христиане обладают так называемой культурной святостью. Они приспосабливаются к характеру и нормам поведения окружающих их христиан. Поскольку христианская культура вокруг них в большей или меньшей мере свята, то и они более или менее святы. Но Бог призывает нас быть похожими на Него, а не на окружающих христиан. Святость означает не что иное, как уподобление характеру самого Бога.
Слово «святость» в Писании означает и величие Божье, и чистоту, и нравственное совершенство Его естества. Мы говорим, что одежда чиста, когда на ней нет никаких пятен, и золото чисто, когда очищено от налета. Точно так можно помыслить о святости Божьей – в Нем отсутствует всякое зло. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1, 5).
    Именно святость Божья является началом нашей святости. Лишь увидев Божью святость, Его абсолютную чистоту и отвращение к греху, мы сможем осознать всю тяжесть греха против Его святости. Понимание этого факта является первым шагом на пути к святости. Понятие святости может показаться современному поколению несколько архаичным. У некоторых людей слово «святость» связано с представлением о собранных в узел волосах на затылке, длинных юбках и черных чулках. Другие связывают это понятие с неприятной манерой держать себя с подчеркнутой безупречностью. В определенных кругах понятие святости приравнивается к соблюдению ряда специфических запрещений – не курить, не пить, не танцевать и т. п. Для некоторых святость означает недостижимое совершенство, идею, приводящую либо к разочарованию, либо к унынию от сознания собственной греховности.
    Несмотря на то, что все эти взгляды до известной степени верны, они упускают из виду истинную идею. Быть святым значит быть нравственно безупречным, значит отойти от греха и посвятить себя Богу. Само слово «святость» означает обособление для Бога и образ жизни, достойный святых.
    Таким образом, если святость составляет основу христианства, то почему мы не практикуем ее в повседневной жизни? Почему в борьбе с грехом многие христиане часто оказываются побежденными? Почему Церковь так часто сообразуется больше с требованиями мира, чем с требованиями Бога?
    Ответы на эти вопросы можно сгруппировать вокруг трех основных трудностей.
    Первая трудность заключается в том, что в нашем отношении к греху мы больше думаем о себе, чем о Боге. Мы более заняты собственной победой над грехом, чем тем фактом, что наши грехи огорчают Господа. Мы не в состоянии перенести своего бессилия в борьбе с грехом, потому что, прежде всего, стремимся стать победителями, не понимая, что наш грех оскорбляет Бога.
    Богу угодно, чтобы мы шли путем послушания, а не победы. Послушание ориентировано на Бога, а победа – на наше «я». В корне многих наших трудностей по отношению к греху лежит наш скрытый эгоизм. Пока мы не посмотрим греху в лицо и не начнем преодолевать его, мы не сможем твердо вступить на путь святости. Стараясь вести богопослушный, святой образ жизни, мы определенно познаем и радость победы над грехом.
    Вторая трудность состоит в том, что мы неправильно понимаем выражение «жить верою» (Гал 2, 20), думая, что для достижения святости с нашей стороны не требуется никакого усилия. В самом деле, нам иногда кажется, что любое наше старание носит лишь плотской характер. Но Священное Писание без сомнения учит нас также и тому, что в стремлении к святости подлинный христианин нуждается в личном усилии и труде так же, как в вере.
    Наша третья трудность состоит в следующем: некоторые грехи мы не принимаем всерьез. Мысленно мы разделяем грехи на совершенно неприемлемые и на более или менее терпимые. Компромисс с грехом в мелочах ведет к большим поражениям. И кто может утверждать, что даже незначительное лукавство не является тяжелым грехом в глазах Бога?
    Где Бог, там и любовь. А там, где есть любовь, всегда есть служение. Так получается потому, что мы как христиане предназначены для больших дел – для того, чтобы быть святыми, потому что мы созданы по образу Бога. Святость заключается в радостном выполнении Божьей воли. Верность формирует святых. Духовная жизнь – это единство с Иисусом, когда Божественность и человечность взаимно отдают себя. Единственной вещью, которой ждет от нас Иисус, является наша преданность Ему в полном убожестве, с полным самоотречением. Первым шагом к святости является желание стать святым. Твердым решением воли мы любим Бога, выбираем Бога, спешим к Богу, дотрагиваемся до Него и Его получаем.
    Потребность научиться жить в истине и любви явил и передал нам Христос по свидетельству Апостолов, в лоне большой семьи своих учеников. Пусть всегда звучит в наших сердцах призыв Иисуса: «Так светит свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и хвалили Отца вашего, который есть в небе» (Мф 5, 16).